«Почему искусство не может быть вне политики?»

  

 — Попытки художников «убежать» от политики были, есть и, по-видимому, будут.

 Конечно, художник может считать, что его искус­ство вне политики. Но это всего лишь иллюзия. Лю­бое его обращение к читателю, зрителю, слушате­лю — это уже политика. Даже если он искренне заявляет: «Политикой я не интересуюсь», он не уходит от политической борьбы. Объективно он мо­жет оказаться с теми, кого устраивают существующие порядки, и против тех, кто стремится их изменить

 Как мы подходим к оценке взаимосвязей между искусством и политикой? В. И. Ленин считал важным, чтобы художник проникся передовым для своего вре­мени мировоззрением, чтобы его убеждением стала вера в человека, в возможность преодоления соци­ального зла, несправедливости, в победу добра и правды, в великое революционное дело. В этом, соб­ственно, заключается смысл ленинского принципа партийности искусства.

 Читатель жаждет встречи с героем деятельным, активно вмешивающимся в жизнь, смело берущим на себя бремя ответственности, чувствующим себя творцом истории. Такого героя родила сама жизнь, новая действительность.

 Почти полвека назад появился на экранах эйзенштейновский «Броненосец «Потемкин» — фильм о русской революции, остро политический, который виднейшие киноведы мира называли и называют «лучшим фильмом всех времен и народов». Вспом­ним о гениальной шолоховской эпопее «Тихий Дон», поразившей читателей силой своих социально-поли­тических обобщений, глубиной психологического ана­лиза; о публицистической поэзии Маяковского — дерзкой, огненной; о насыщенных огромным философ­ским содержанием симфониях Прокофьева и Шостаковича. Все это — искусство подлинно новаторское, способное открыть человеку правду о нем самом и о нашем мире. Это искусство надежды и веры в че­ловека-творца.

 Ничто не возвышает личность так, как активная жизненная позиция. И помочь человеку обрести та­кую позицию — задача в том числе и искусства.

   

«Наблюдается ли у вас кризис кино, театра? В какой мере? По финансо­вым соображениям, из-за конкуренции телевидения?»

 — Кризиса нет и вроде бы не предвидится. Скорее, следует говорить о быстром разви­тии телевидения, кино и театра. Скажем, телевизо­ров на 100 семей сегодня в три с половиной раза больше, чем в 1965 году, а число посещений кино­сеансов продолжает держаться на уровне, превышаю­щем четыре миллиарда в год (пропорционально чис­ленности населения это значительно больше, чем в любой западной стране). Сегодня попасть на хоро­ший спектакль не легче, а труднее, чем когда-либо прежде. Это ли не самый наглядный показатель? Фактически же зрителей кино и театра значительно больше, чем показывает официальная статистика проданных билетов, поскольку лучшие фильмы и спектакли демонстрируются и по телевидению.

 Параллельное развитие кино, театра и телевиде­ния в СССР обусловлено как постоянно растущей тягой людей к культуре и искусству, так и государ­ственной политикой, делающей культурные ценности доступными каждому. Билет в кино стоит от 10 до 50 копеек, на премьеру — до 70 копеек. Это примерно стоимость пачки сигарет — от самых дешевых до са­мых дорогих. Кинематограф приносит прибыль. Театр нуждается в существенной государственной дотации, которая позволяет оставлять цены на билеты низ­кими.

«Какова советская политика в отно­шении культурного наследия прош­лого?»

 — После революции некоторые при­зывали «сбросить с корабля современности» все, что было создано раньше. Однако, к счастью, не эти люди определяли политику. В. И. Ленин указывал: «Нужно взять всю культуру, которую капитализмоставил, и из нее построить социализм. Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем». Обращаясь в 1920 году к делегатам съезда Российского Коммунистического Союза Молодежи, то есть к тем, кто должен был строить новое общество, Ленин призывал их обогатить свою память знаниями всех тех богатств, которые на протяжении тысяче­летий выработало человечество.

 Неудивительно поэтому, что история — один из основных предметов в учебных заведениях: эта наука учит правильно оценивать исторические события, бе­режно и любовно относиться к тому положительно­му, что создали предшествовавшие поколения — будь то материальные, художественные ценности или идеи.

 Будучи, например, принципиальными противника­ми монархии, советские люди тем не менее отдают должное тем монархам, роль которых была особо значительной в развитии русской государственности и культуры. Уже в советское время, например, в центре Москвы был установлен памятник князю Юрию Долгорукому, считающемуся основателем го­рода. Бережно охраняется памятник императору Петру I в Ленинграде.

 Сразу после революции Советское правительство издало Декрет об охране памятников искусства и старины. Позднее были созданы реставрационные мастерские. Сейчас на государственном учете состоит более 150 тысяч памятников истории, археологии и" архитектуры. В стране работает около полутора ты­сяч музеев.

 Проводится большая работа по сбору произведе­ний искусства, утвари, песен, сказаний, баллад, пре­даний, сказок и т.д. Создаются новые музеи извест­ных писателей, композиторов, живописцев, актеров, революционных и политических деятелей. Восстанав­ливаются не только отдельные памятники, но и целые архитектурные ансамбли и даже города. Среди них такие всемирно известные, как Суздаль в центре европейской части СССР, Бухара, Самарканд и Хива в Средней Азии и многие другие. В Российской Фе­дерации, самой большой из союзных национальных республик, за последние десять лет ассигнования на реставрационные работы увеличились в четыре раза. Полностью восстановлены варварски разрушенные во время второй мировой войны такие уникальные тво­рения зодчих XVIII века, как Петродворец, Павловск, Пушкино и Гатчина под Ленинградом.

 Во всех национальных республиках созданы и ак­тивно работают общества охраны памятников исто­рии и культуры. В Российской Федерации, например, это общество объединяет более 13 миллионов членов.


[««]   CCCР 100 вопросов и ответов   [»»]

Hosted by uCoz