«Как я слышал, состав суда у вас малочислен, вердикта присяжных нет. Не означает ли это предрешенности судебных приговоров, ущемления прав подсудимого?»

 — Не означает. За судейским столом заседают трое. Один   (в  центре) — народный  судья,профессиональный юрист. Двое других — народные заседатели, представляющие общественность и на равных с судьей ответственные за каждый вынесен­ный приговор. Ими могут оказаться рабочие и кол­хозники, ученые и инженеры, деятели культуры или пенсионеры...

 Народные заседатели — действительно не при­сяжные. Дело не только в том, что в отличие от пос­ледних они выбираются населением. Их полномочия значительно шире: народные заседатели участвуют в ходе всего судебного разбирательства и решают во­прос не только о факте совершения преступления (виновен — невиновен), но и о мере наказания.

 В случае возникновения разногласий между судь­ей и народными заседателями вопрос решается прос­тым большинством голосов.

 Нередко задают вопрос: может ли, скажем, шофер или врач, избранные народными заседателями, разо­браться в тонкостях судопроизводства и квалифици­рованно вершить правосудие?

 Мы считаем, что может. И вот почему.

 При рассмотрении любого дела от лиц, осущест­вляющих правосудие, требуется не только умение ориентироваться в законодательстве, но и способ­ность отличать правду от лжи, справедливость от несправедливости. Именно за эти человеческие каче­ства, за житейскую мудрость, душевную тонкость, принципиальность людей и выбирают народными за­седателями.

 Прежде чем сесть за судейский стол, заседатель непременно изучает законодательство. Группа юрис­тов проводит с ним занятия по специальной програм­ме. Знакомясь предварительно с конкретным делом, заседатель всегда получает от судьи разъяснение законов.

КУЛЬТУРА

«Каково ваше отношение  к массовой культуре?»

  

 — Мы отвергаем как деление людей на «избранных» и «толпу», так и обоснованное этим разделение культур на «элитарную» и «массовую». Социалистическая культура — едина и в своем един­стве в подлинном смысле слова — народна.

 Для господствующей в капиталистическом обще­стве «массовой культуры» с ее внешним демократиз­мом характерны, на наш взгляд, серьезное снижение эстетических критериев, схематизация художествен­ных приемов, сведение всех содержательных функций искусства к простой бездумной занимательности.

 По сути дела, «массовая культура» превратилась в культурный ширпотреб, сильно приправленный культом насилия и секса. Такая «культура» не только уводит человека от подлинного искусства, от­влекает от решения серьезных жизненных проблем, стоящих перед обществом, но и становится препят­ствием для развития духовной национальной само­бытности.


[««]   CCCР 100 вопросов и ответов   [»»]

Hosted by uCoz