«Я слышал, что Советский Союз со­кращает экспорт топлива и энергии в страны СЭВ. Так ли это?»

 — Фактическая сторона дела выглядит так. В 1976 — 1980 годах партнеры по СЭВ полу­чат из Советского Союза почти 370 миллионов тонн нефти, 46 миллионов тонн нефтепродуктов, 88 милли­ардов кубических метров газа, 64 миллиарда кило­ватт-часов электроэнергии. Это значительно больше, чем когда-либо в прошлом. На будущую пятилетку (1981 — 1985) намечено увеличить поставки топливно-энергетических ресурсов в общей сложности еще на 20 процентов.

«С одной стороны, вы признаете, что развивающимся странам необходима помощь извне, а с другой — критикуе­те Запад, который эту помощь оказы­вает. Как согласовать одно с другим?»

 — Нет сомнений, что развивающимся странам для преодоления отсталости, нищеты, голода, для создания самостоятельной жизнеспособной экономики необходима помощь извне. Одновременно мы видим, что эта помощь со стороны Запада прини­мает такой характер, что не только не способствует радикальному решению перечисленных проблем, а, напротив, их усугубляет. Иначе говоря, мы не против помощи вообще, а против определенных ее форм. Эта наша позиция базируется, в частности, на собствен­ном опыте.

 В первые послереволюционные годы, когда нацио­нальный доход в расчете на душу населения был у нас не выше, чем у самых бедных из нынешних раз­вивающихся государств, когда в стране не хватало продовольствия, топлива, предметов первой необхо­димости, помощь извне была нам совершенно необхо­дима. Без импорта оборудования мы не в состоянии были быстро создать собственную индустрию. Проб­лема заключалась в том, как сделать связи с капита­листическими странами фактором, ускоряющим темпы становления экономики нового типа, как использовать ил для решения задач индустриализации.

 У руководителей Советского государства не было иллюзий по поводу истинных намерений капитали­стических партнеров, только что потерпевших неуда­чу в попытке реставрировать в нашей стране старые порядки военной силой. Речь, стало быть, шла о том, чтобы предложить им выгодные для них сделки, но такие, которые соответствовали бы интересам социа­листического строительства

 Нужды индустриализации требовали интенсивного импорта машин и оборудования для тысяч строив­шихся предприятий. В начале 30-х годов американ­ский экспорт в СССР на 95 процентов состоял из обо­рудования и транспортных средств.

 Коммерческая выгодность такого рода сделок для американской стороны не вызывает сомнений. Но если посмотреть на экспорт США в сегодняшние раз­вивающиеся страны, насущные нужды которых во многом схожи с советскими потребностями того пе­риода, мы увидим совсем иную стpyктypy. Американ­ские компании предпочитают поставлять оружие, предметы роскоши для местной элиты и потребительские товары, а отнюдь не то, что необходимо для создания самостоятельной экономики.

 Советский Coюз всегда выражал готовность со­трудничать с Западом в самых разнообразных фор­мах, но не позволял ущемлять свои интересы и су­веренитет. У развивающихся стран сегодня это полу­чается далеко не всегда. Капиталистическим госу­дарствам и монополиям сплошь и рядом удается на­вязывать им неравноправные отношения, закрепляю­щие зависимость экономики молодых государств от Запада.

«Почему у  СССР   возник   дефицит в торговле с Западом?»

 — В течение нескольких лет Совет­ский Союз импортировал из развитых капиталисти­ческих стран больше товаров, чем экспортировал туда собственных. Дефицит за 1976—1978 гг. превысил 6 миллиардов рублей. Заметим, что речь идет не об общем отрицательном сальдо советского внешнетор­гового баланса, а лишь о торговле СССР — Запад. В сравнении с внешнеторговым дефицитом, например, США (75 млрд. долларов за те же годы) эта сумма не так уж значительна. К тому же она в известной мере запрограммирована: кредиты, предоставленные Западом Советскому Союзу для поощрения собствен­ного экспорта, сделали временное отставание встреч­ного потока советских товаров вполне естественным. Уже в 1979 г. этот дефицит резко сократился — до 0,7 миллиарда рублей. Но проблема все-таки есть, однако совсем не там, где ее ищут некоторые запад­ные авторы.

 Два с небольшим миллиона рублей — такова об­щая стоимость американского импорта машин, обо­рудования и транспортных средств из Советского Союза за весь 1978 год. Назвать эту сумму смехот­ворно малой — значит ничего не сказать. Она состав­ляет три сотых процента советского экспорта това­ров этой группы и чуть больше одной тысячной про­цента их производства в СССР. Примерно столько же советской техники импортировала Япония, не­сколько больше — ФРГ, Великобритания, Франция...

 Напомним, для сравнения, что Советский Союз в том же году импортировал товаров этой группы из ФРГ на миллиард с лишним рублей, из Японии— па 830 миллионов, из Франции — на 688 миллионов, из Великобритании — на 230 миллионов, из США — на 273,5 миллиона рублей.

 Не правда ли, эти цифры наводят на серь­езные размышления? Они отражают несбалансиро­ванность товарообмена СССР с развитыми капита­листическими странами. Грубо говоря, некоторые из них стремятся побольше продать Советскому Союзу, одновременно ограничивая встречные закупки.

 Эволюция торговой политики Запада после отка­за от «холодной войны» коснулась прежде всего экс­порта в СССР. В основе этого подхода была забота о реализации собственных товаров. Снимались дей­ствовавшие прежде ограничения, расширялись экс­портные кредиты. Правда, в последнее время по ини­циативе Вашингтона усилились рецидивы политики ограничений. Расширению советского импорта в за­падные страны по-прежнему препятствуют дискрими­национные количественные ограничения, обязатель­ства их отменить не выполняются. В ряде случаев происходит даже ухудшение условий сбыта советских товаров Логично ли при этом подчеркивать совет­ский дефицит?

 Торговлю не напрасно называют улицей с двусто­ронним движением. Покупательная способность Со­ветского Союза на рынках западных стран определя­ется прежде всего валютной выручкой от реализации там советских товаров. Систематическое отставание советского экспорта от импорта не может в конечном счете не привести к ограничению закупок на запад­ных рынках.

 При наличии доброй воли обеих сторон потенци­альные возможности дальнейшего развития сотруд­ничества СССР — Запад очень велики. Реализация этих возможностей зависит сегодня от позиции За­пада. В частности от того, когда там откажутся от традиционного отношения к Советскому Союзу только как к покупателю западных товаров и поставщику сырья и топлива.

 На первом этапе налаживания экономического со­трудничества с Западом, нарушенного «холодной войной», Советский Союз пошел навстречу партнерам, практически в одностороннем порядке резко увеличив импорт их товаров. Сегодня мы вправе ожидать от­ветного шага, по меньшей мере — снятия искусствен­ных дискриминационных барьеров с пути экспорта советских товаров в страны Запада.


[««]   CCCР 100 вопросов и ответов   [»»]

Hosted by uCoz