«Мирное сосуществование и освободи­тельная борьба — совмещение несов­местимого. Если мирное сосущество­вание направлено на предотвращение мировой войны, а значит, на стабили­зацию положения в мире, то как же возможно сочетать приверженность к нему с поддержкой освободительных движений, дестабилизирующих поло­жение в мире?»

 — Да,   мирное   сосуществование   на­правлено на стабилизацию обстановки в мире  и,  в конечном счете, на предотвращение мировой войны. Но ведь и освободительные движения преследуют ту же цель! Дестабилизирующим фактором являют­ся не они, а та вопиющая несправедливость, против которой они выступают и борются: это — колониализм и неоколониализм во всех их проявлениях. Поэтому стремление народов избавиться от национального угнетения путем вооруженной борьбы, коли она не­обходима, следует рассматривать, образно говоря, как хирургическое вмешательство с целью избавле­ния человечества от последних очагов его застарелой и не делающей ему чести болезни. Кстати говоря, столь же несостоятельным и даже абсурдным было бы охарактеризовать дестабилизирующими положе­ние в мире резолюции ООН, призывающие все госу­дарства оказывать помощь угнетенным народам в их законной борьбе за скорейшую ликвидацию коло­ниализма и других форм иностранного господства. Советский Союз, последовательно выступая за мирное сосуществование, всегда оказывал поддержку национально-освободительным движениям и, не­сомненно, будет оказывать ее и впредь.

«Разве в действительности в мире нет богатых и бедных наций? Почему вы это отрицаете?»

 — Мы отрицаем не сам этот факт — он бесспорен, а концепцию, согласно которой главное противоречие нашей эпохи — это конфликт между «богатыми» и «бедными» странами. Ложность и вред­ность этой концепции в том, что она искажает дей­ствительное положение дел, маскирует реальное про­тивоборство между империализмом и освободитель­ным движением и превращает естественных союзни­ков— социалистические и развивающиеся страны — в противников.

 Логика здесь предельно проста. Богатство и бед­ность объявляются извечными категориями. В этом как раз и состоит классовый смысл концепции, ис­пользуемой империализмом в своих интересах. Раз отсталость, нищета, болезни и голод достались в наследство от истории, то и спрашивать, как говорится, не с кого. Поэтому, «забыв» об исторической ответ­ственности колониализма и империализма, авторы такого рода «теоретических построений» и те, кто их разделяет, предъявляют «общий счет» всем промышленно развитым странам, независимо от их социаль­ного строя.

 Эта ложная посылка особенно устраивает тех, кто хотел бы вбить клин между социализмом и освобо­дительным движением. Расчет делается на то, что какие-то развивающиеся страны начнут относиться к Советскому Союзу и к другим социалистическим странам как к недругам только потому, что они относятся к разряду «богатых». О том, что источником экономической мощи социалистических стран служил не колониальный грабеж, а самоотверженный труд их народов, проповедники упомянутой концепции, конечно, умалчивают.

 Концепция «бедных» и «богатых» наций особенно опасна для самих развивающихся стран, ибо призва­на политически дезориентировать их. Она создает ил­люзию, что достаток и прогресс можно получить от «донора». Но как показывает опыт, бедные страны, исторически пристегнутые к капиталистической систе­ме хозяйства, не могут шагнуть в разряд развитых, как бы ни была велика предоставляемая им иност­ранная помощь. В конечном счете дело решает пра­вильный выбор ими пути своего социально-экономи­ческого развития. И единственно правильным таким путем может быть только социалистическая ориен­тация.

«Картер называет советские действия в Афганистане интервенцией. Многие в мире с ним согласны. Вы тоже не отрицаете факта присутствия совет­ских войск в этой стране. В чем же тогда суть разногласий?»

 — Картер называет интервенцией то, что на самом деле называется совершенно иначе А именно: помощью Советского Союза Афганистану в отражении агрессии извне, помощью, оказанной по просьбе правительства этой страны и в полном соот­ветствии с советско-афганским договором от 5 декаб­ря 1978 года и с Уставом ООН, статья 51 которого предусматривает право на самооборону — индивиду­альную или коллективную. В этом как раз и заклю­чается суть: законные действия Советского Союза Картер выдает за противоправные, помощь в отраже­нии интервенции — за интервенцию. Мы рассматри­ваем подобную подмену одного понятия другим, пря­мо противоположным по смыслу, как злонамеренную дезинформацию общественного мнения.

 Картер, некоторые другие деятели и пресса Запа­да делают вид, что они озабочены судьбой Афгани­стана, будто бы ставшего жертвой советской экспан­сии. Их клевета нацелена на то, чтобы помешать аф­ганскому народу в строительстве новой жизни, в ук­реплении своего самостоятельного государства, на то, чтобы разговорами о советской интервенции прикрыть действительное вмешательство во внутренние дела Афганистана со стороны империалистических сил. Помощь Советского Союза Афганистану сорвала их планы, когда они казались их инициаторам близкими к осуществлению. Нынешняя антисоветская вакхана­лия, развязанная Картером, — это очередная попытка повернуть ход событий вспять, а заодно и оправдать­ся перед избирателями за собственные просчеты.

« Почему вы утверждаете, что сепарат­ные соглашения не могут привести к миру на Ближнем Востоке? Ведь они направлены на поиски урегулирова­ния».

 — В том-то все и дело, что сепарат­ный договор между Израилем и Египтом под эгидой США не направлен на мирное, всеобъемлющее и справедливое решение ближневосточного конфликта. В нем замешаны не только Израиль и Египет. Закон­ные требования Сирии, Иордании, палестинцев — жертв израильской агрессии — остаются нереализо­ванными, да и самому Египту возвращают лишь толику того, что у него было захвачено силой. Израиль оставил за собой Западный берег реки Иордан и сек­тор Газа, Голанские высоты и арабскую часть Иеру­салима, то есть все оккупированные земли, кроме Синая. Так что корни ближневосточного зла — пале­стинская проблема и оккупация Израилем арабских земель — не вырваны.

 Что же это за «мирный договор», который не уст­раняет основных причин застарелого конфликта, за­ключается за спиной большинства его участников и противоречит их интересам? Создается впечатление, что и сами творцы израильско-египетского «примире­ния» не верят в его прочность. Иначе зачем стал бы Вашингтон усиленно вооружать «примирившиеся» стороны? Те же, уверяя, что перековывают мечи на орала, оттачивают эти мечи для нового конфликта.

 Сепаратные соглашения, составленные без учета законных интересов и прав всех участников конф­ликта, несправедливы по самой сути своей и проти­воправны. Оставляя неурегулированными противо­речия между агрессором и его жертвами, они несут в себе зародыш будущей войны.

«Чем объяснить изменение вашего от­ношения к ЕЭС? Раньше вы его не признавали. А сейчас предлагаете даже установить отношения между СЭВ и ЕЭС».

 — Да, Советский Союз не сразу при­знал ЕЭС. И дело совсем не в том, что Москва за­крывает глаза на реальности современного мира и придерживается «политики непризнания», которую на Западе нередко пускали в ход в отношении СССР и других социалистических государств. Просто изме­нились условия. ЕЭС создавали в годы «холодной войны» как замкнутую организацию и рассматривали в качестве некоего экономического копья НАТО, на целенного в грудь Советского Союза и его союзников. Европейскому экономическому сообществу в то время навязали такую систему дискриминационных ограни­чений на торгово-экономические связи с социалисти­ческими государствами, столь пространный запретный список так называемых «стратегических това­ров», что ни о каком равноправном сотрудничестве двух интеграционных объединений не могло быть и речи.

 По мере того как «холодная война» в отношениях Запада и Востока уступала место разрядке, ЕЭС на­чало отказываться от наиболее одиозных дискрими­национных ограничений. Так созревали условия для нормализации отношений между СЭВ и ЕЭС, они стали особенно благоприятными после проведения общеевропейского совещания в 1975 году. На следую­щий год СЭВ предложил ЕЭС вступить в договорные отношения, наладить широкое сотрудничество на принципах равноправия и взаимной выгоды. И если это соглашение до сих пор еще не заключено, то не по вине Советского Союза и других государств СЭВ, которые пока что не встречают должной взаимности и ответной доброй воли со стороны своих партнеров


[««]   CCCР 100 вопросов и ответов   [»»]

Hosted by uCoz