«Удовлетворяет   ли   советских  людей уровень бытового сервиса? Каков он?»

 — Нет, не удовлетворяет. И это не­смотря на то, что данная отрасль экономики разви­вается у нас необыкновенно быстро. В 1979 году, например, в стране было оказано в 12 раз больше услуг, чем в 1959 году. Причем отдельные виды услуг росли прямо-таки с фантастической скоростью. Так, за двадцать лет изготовление мебели по инди­видуальным заказам увеличилось в 48 раз, ремонт различных домашних электро-, радио- и телевизион­ных приборов и машин — в 25 раз.

 В стране создана довольно широкая сеть прачеч­ных, химчисток, ателье по индивидуальному пошиву одежды и т.д. В 1965 году в СССР было столько предприятий службы быта, что во многих союзных республиках пришлось создать специальные мини­стерства, чтобы руководить ими. Было решено пре­вратить отрасль в высокомеханизированную, исполь­зующую самые современные достижения технологии и науки. Четырнадцати научно-исследовательским и проектным институтам была поручена работа по вы­работке рекомендаций и проектов для технического и организационного перевооружения отрасли.

 Подсчитано, что благодаря развитию службы быта население затрачивает в настоящее время на непро­изводительные домашние работы на 9 миллиардов часов в год меньше, чем в 1959 году. Сэкономленное время используется для досуга, учебы, приобщения к искусству.

 Тем не менее, и такой рост считается недостаточ­ным. В будущем предполагается четыре пятых всех домашних дел переложить на плечи службы быта. Чтобы поскорее добиться этого, сфера услуг разви­вается у нас быстрее, чем экономика в целом. По планам текущей пятилетки (1976—1980) объем услуг в городах должен возрасти в полтора раза, а в сель­ской местности — в 1,7 раза.

«Почему советский потребитель пред­почитает импортные товары?»

 — Советский потребитель, рыщущий по магазинам в поисках французской косметики, за­падногерманской обуви, английской ткани или фин­ского костюма, — один из самых любимых персона­жей западных корреспондентов, пишущих об СССР.

 — Все ясно, — подумает читатель, — начинается опровержение.

 Нет, не начинается. Повышенный спрос на им­портные потребительские товары действительно есть. Будь мы расположены это опровергать, можно было бы напомнить, что «импортный синдром» отмечен и в других странах' американцы предпочитают француз­ские вина, чуть ли не все западноевропейцы —гол­ландское пиво и т. д.

 В 1978 году Советский Союз импортировал про­мышленных товаров народного потребления на четы­ре с лишним миллиарда рублей (больше пяти мил­лиардов долларов), что составляет 11,8% общей стои­мости импорта. Товары, закупленные на внешних рынках, играют довольно существенную роль в удов­летворении потребностей населения. В 1978 году СССР импортировал 68 миллионов пар кожаной обу­ви (собственное производство — 740 миллионов пар), миллиона метров тканей (собственное производ­ство — 10,6 миллиарда метров), швейных изделий на миллиона рублей (собственное производство — 21,4 миллиарда рублей), мебели — на 344,2 миллиона (собственное производство — 4,9 миллиарда рублей) и т. д.

 Приведенные цифры, конечно, не совсем точно от­ражают соотношение между отечественными и им­портными товарами на советском рынке. Наши внеш­неторговые организации приобретают за рубежом только лучшие по всем показателям изделия. Не от­вечающие этим требованиям товары часто бракуются экспертами и возвращаются поставщикам. Так что появление на внутреннем рынке не пользующихся спросом импортных костюмов, обуви и т. п. — явление достаточно редкое и объясняется чьим-то недосмот­ром.

 К сожалению, положение с аналогичными изде­лиями отечественного производства иное. Не все они соответствуют столь высоким стандартам. Отсюда и результат: хотя среди предлагаемых магазинами товаров количественно преобладают советские, поку­патель нередко предпочел бы приобрести импортные. Это ни для кого у нас не представляет секрета. Необ­ходимость самых радикальных мер по повышению качества потребительских товаров многократно под­черкивалась в выступлениях Л. И. Брежнева и других советских руководителей, в документах партийных съездов, решениях правительства. Работа соответст­вующих отраслей промышленности — постоянная ми­шень критических материалов советской прессы.

 Почему же тогда ситуация не меняется к лучше­му? — спросит читатель.

 Меняется. Для того чтобы увидеть это, достаточ­но взглянуть на вещи беспристрастно. Для примераразберем коротко ситуацию с мебелью. До середины 50-х годов, когда в СССР развернулось массовое жи­лищное строительство, спрос на мебель был невелик. Подавляющее большинство граждан имели по ком­нате на семью, и «излишки» мебели им просто некуда было ставить.

 С тех пор в стране ежегодно строится больше двух миллионов новых квартир. При удвоении реальных доходов за 15 лет это обусловило лавинообразный рост спроса на мебель по сравнению с 1940 годом продажа мебели увеличилась в 1965 году в 12 раз, в 1970 — в 18, в 1975 —в 26, в 1978 — в 30 раз. Ста­рые предприятия, укомплектованные опытными, а часто и потомственными мебельщиками, удовлетво­рить этот спрос не могли. Строились новые комбина­ты и фабрики невиданного прежде размаха, и рабо­тать на них пришли новички. Количественно рынок в основном насытили. Но очень скоро потребитель потребовал и нового, куда более высокого качества.

 Советская мебельная промышленность столкну­лась с непривычным для нее покупателем, ждущим изделия высшего мирового стандарта. С миллионами таких покупателей.

 Подобное положение и в некоторых других отрас­лях: небывалыми прежде темпами растет спрос, ме­няется его структура С такими стремительными переменами промышленность Запада не сталкивается (мы имеем в виду не капризы моды, а быстрый и устойчивый рост благосостояния ВСЕГО населения).

 Простой житейский пример. Поколение нынешних 40—50-летних в молодости мечтало о любом телеви­зоре, о любой квартире, о любом приличном костюме или паре обуви. Следующее поколение — нынешние 20-летние куда более требовательны они не меч­тают, а считают нужным иметь цветной телевизор, хорошую квартиру и несколько комплектов самой модной одежды и обуви

 Иначе говоря, сегодняшние проблемы — не что иное, как побочный результат наших же достижений, но они не перестают от этого быть проблемами, при­том весьма серьезными, а подчас и болезненными.

 В промышленности и торговле идет перестройка — и техническая, и психологическая, и экономическая. Есть и первые положительные результаты, ряд советских потребительских товаров (часы, фотоаппараты, телевизоры, радиоприемники, некоторые виды тканей, одежды, обуви, парфюмерии и т. д ) успешно выдер­живают экзамен на мировом рынке. Сегодня, увидев москвича, зашедшего в магазин, нельзя с уверенно­стью сказать, что он ищет: финский костюм или ленинградскую электромясорубку...

  


[««]   CCCР 100 вопросов и ответов   [»»]

Hosted by uCoz