«Может ли СССР обойтись без запад­ной техники и технологии?»

 — Конечно, может. Неужели наши достижения, открывшие эпоху космических исследо­ваний, космонавтики и пр., не дают ответа на этот вопрос?

 Но спустимся на землю. В 1979 году Советский Союз импортировал машин, оборудования и транс­портных средств на 14,4 миллиарда рублей. 64,8 про­цента составили поставки из стран — членов СЭВ, меньше трети, или 4,5 миллиарда рублей, — из разви­тых капиталистических государств. Это значит, что Советский Союз, менее других промышленно разви­тых государств зависящий от внешнего рынка в це­лом, еще в меньшей мере зависит от своих западных капиталистических партнеров. Общий объем импорта СССР из капиталистических стран составляет при­близительно один процент от советского валового общественного продукта.

 Характерно, что монополии западных стран сами ведут конкурентную борьбу за получение советских заказов и с каждым годом сами все шире используют советскую технику и технологический опыт. Они делают это ради собственной выгоды. Но получить выгоду от экономических связей с СССР можно лишь при условии, что эти связи будут выгодными и для Советского Союза.

 Технические возможности и достижения СССР таковы, что он сам способен разрешить любую воз­никающую перед ним проблему. Относится это и к технике, и к технологии. Но иногда дешевле и проще купить необходимое на стороне, чем делать самому. Было бы неразумно для нас не использовать преиму­щества международного разделения труда.

«Что Советский Союз может предло­жить Западу, кроме нефти, газа и дру­гих видов сырья?»

 — В 1978 году зарубежные партнеры приобрели более 400 тысяч советских легковых авто­мобилей, двести с лишним самолетов и вертолетов, более 400 электровозов и тепловозов, около 200 ты­сяч электромоторов... Растет экспорт оборудования для атомных станций, электронной техники, металло­режущих станков, судов, сельскохозяйственных ма­шин и т. д.

 Экспорт советских машин, оборудования и транс­портных средств составил в 1970 году 2,5 миллиарда рублей, а в 1979 — 7,4 миллиарда рублей.

 Электродвигатели, сделанные в СССР, работают в ФРГ, Франции, Италии, Австрии, Дании и т. д. Советские установки для контактной сварки рельсов используются на железных дорогах США, Японии, Италии, Австрии и Греции. Развитые капиталистиче­ские страны используют нашу электрошлаковую тех­нологию сварки; такого рода установки поставлены во Францию, Швецию, Японию, то есть в страны, счи­тающиеся законодателями в мировой металлургии.

 Можно привести бесконечное множество фактов и мнений, свидетельствующих о больших возможно­стях экспорта советской техники и технологии в раз­витые капиталистические страны.

 Почему же эти возможности используются в не­полной мере? Почему вторая промышленная держава мира, выпускающая пятую часть мировой промыш­ленной продукции, все еще сравнительно слабо пред­ставлена на западных рынках технических изделий? Есть, разумеется, и объективные причины: насы­щенность этих рынков такого рода товарами, жест­кая конкуренция, привычка потребителя к традици­онным поставщикам, в число которых СССР чаще всего не входит.

 Но вот что характерно: нередко, ссылаясь на яко­бы низкое качество советских машин и другой тех­ники, объявляя их неконкурентоспособными, Запад ставит на их пути дополнительные барьеры дискри­минационного характера. Это уже противоречит элементарной логике. Кто может заставить капиталисти­ческую фирму купить изделие, которое ее не устраи­вает? Никто. Зачем же тогда накладывать эмбарго на ввоз одних советских товаров и количественно ограничивать импорт других пли вводить на них повышенные пошлины?

 Естественно, подобные меры препятствуют экспор­ту советской техники в развитые капиталистические страны и одновременно сокращают встречные закупки Советским Союзом западных машин и оборудования. То, что не удается реализовать на капиталистиче­ском рынке, Советский Союз с успехом использует внутри страны. Западные же фирмы, специализирую­щиеся на экспорте, лишаясь советских заказов, про­игрывают многое.

 Мы считаем такое положение нелепым: зачем создавать неудобства и терпеть убытки там, где все могут получить выгоду?


[««]   CCCР 100 вопросов и ответов   [»»]

Hosted by uCoz