«Может ли советский человек свобод­но выбирать профессию и место ра­боты?»

 — Да, может. Это отнюдь не пустая декларация, как кое-кто пытается представить на Западе.

 Возражения, якобы опровергающие саму возмож­ность свободного выбора профессии, сводятся к двум категориям аргументов. Первая: куда и как вы соби­раетесь пристраивать всех желающих стать журна­листами, актерами, геологами, а еще того пуще при­ма-балеринами или космонавтами? И вторая с «па­тентом» глубокой древности: только сын банкира может быть банкиром, сыну фермера суждено быть фермером.

 Советская действительность давно уже опровергла подобные концепции наследования способностей и призвания. Когда дочь уборщицы становится нейро­хирургом, а сын крестьянки физиком-атомщиком, мы не видим в том ничего необычного. Такие случаи не единичны, не редкость, а обычное, нормальное бытие. Сотни, тысячи ныне известных советских ученых, го­сударственных деятелей, писателей и артистов начи­нали свой жизненный путь со школы фабрично-завод­ского обучения, с занятий в научно-техническом, лите­ратурном или театральном кружке. Нет ни к чему не способных людей, как и пет бесталанных народоввообще. И труд мастера своего дела у станка, на ферме или в поле так же ценится в нашей стране, как и любой другой. Важно, чтобы это дело было чело­веку по душе и приносило пользу обществу.

 Выбрать дело по душе, по склонностям, способно­стям и призванию — вот что непросто. Заканчивая общеобразовательную школу, далеко не каждый юно­ша или девушка твердо знает, какой избрать им дальнейший жизненный путь. Пойти ли сразу учени­ком на завод, на ферму, в полевую бригаду и бы­стрее обрести экономическую независимость, вносить свою лепту в семейный бюджет? На заводах для вы­пускников школы резервируются рабочие места, их всегда готовы взять сельскохозяйственные артели, строительные организации. Можно выбрать любую из 1200 массовых рабочих профессий, специалистов по которым готовят в широкой сети профессионально-технического образования, стать квалифицированным .рабочим после окончания технического училища.

 Вся система общего и специального образования построена так, что в ней нет каких-то тупиковых или привилегированных учебных заведений. Путь от школ до университетов открыт для каждого гражданина страны. Единственный барьер, который нужно пре­одолеть— конкурс знаний, способностей. Можно со­четать учебу в институте с работой на производстве. В стране организована сеть вечерних и заочных учеб­ных заведений. А рабочим с производственным ста­жем предоставляются льготы при поступлении и на очные факультеты институтов. Филиалы вечерних и заочных институтов есть при многих крупных пред­приятиях. Заводы, фабрики, сельскохозяйственные артели имеют право направлять в вузы своих работ­ников и сами платят им стипендию, превышающую по размерам государственную.

 Переизбытка юристов, геологов, инженеров, спе­циалистов любых профессий, в которых есть общест­венная потребность, в стране нет и не предвидится. Народное хозяйство и все сферы общественно полез­ной человеческой деятельности развиваются без спа­дов и кризисов. И потому выбрать для себя занятие по склонности, место работы по специальности, если это занятие и работа нужны обществу, не составляет особой проблемы. Не каждый желающий может стать актером или космонавтом, что в общем-то естествен­но. С этим можно примириться. Главное — каждому предоставляются равные возможности выбора про­фессии и работы

«Говорят, что у вас люди часто меня­ют место работы. Что заставляет их делать это?»

 — Вероятно, точнее было бы сказать не «заставляет», а «позволяет». Когда существует широкий выбор вакантных мест, человек имеет воз­можность перейти на ту работу, которая кажется ему более подходящей. Самый распространенный мотив — перемена места жительства. 10—11 миллионов людей ежегодно получают новые квартиры и, естественно, многие из них ищут работу поближе к дому.

 Против текучести такого рода нечего возразить Однако мы не закрываем глаза на то, что есть и иные причины человека не устраивает зарплата, характер труда, отношения в коллективе, бытовые условия, трудности с устройством детей в детский сад или музыкальную школу. Если выясняется, что с того или иного предприятия люди уходят по причинам, кото­рые администрация могла бы устранить, государство, профсоюзы и другие общественные организации при­нимают соответствующие меры. Случается, что ди­ректора или других ответственных лиц наказывают или даже освобождают от руководства за то, что они не ликвидировали причин большой текучести кадров.

«У советских рабочих, я слышал, есть трудовые книжки, без которых на ра­боту не принимают. Это специальная система досье на людей или они при­носят какую-то пользу работнику?»

 — Такие книжки есть не только у ра­бочих, а вообще у всех советских людей, кто трудит­ся в государственной, кооперативной или общественной организации, учреждении, на фабрике или за­воде. Это документ о трудовой деятельности работ­ника, и он прежде всего нужен самому работнику. Не случайно правильность записей в такие книжки контролирует профсоюзная организация предприя­тия, защищающая интересы своих членов. И админи­страция, когда делается какая-то запись в книжке, обязана ознакомить с ней самого ее владельца.

 Трудовые книжки имеют те работники, на кото­рых распространяются заботы государственной систе­мы социального страхования. Взносов в фонды со­циального страхования советские люди не делают, но дни болезни им оплачиваются в зависимости от тру­дового стажа, зафиксированного в трудовой книжке Не имеет значения, трудился человек на одном пред­приятии или менял место работы. В книжке записано, скажем, что он имеет 8 лет непрерывною стажа. Зна­чит, по временной нетрудоспособности ему выплачи­вают 100% заработной платы.

 Каждый человек имеет право на пенсию в полном размере, если в его книжке записан трудовой стаж 25 лет —для мужчин по достижении ими 60 лет и 20 лет — для женщин, которым исполнилось 55 лет Имеются в виду работники основных, массовых профессий, для некоторых иных эти сроки меньше. Глав­ное, что в данном случае трудовая книжка — доку­мент для назначения пенсии. По записям в книжке о заслугах ее владельца перед обществом и государст­вом решается вопрос о повышенной пенсии. Возьмем прискорбный случай: человек умер. Его трудовую книжку отдают семье, и она служит документом, ос­нованием для назначения пенсии ввиду утери кор­мильца.

 Человек переехал жить в другой город, другой район. Он устраивается на работу. Кем? На какую должность? Какие работы он способен выполнять? Какова его квалификация? На все эти вопросы дают ответы записи в трудовой книжке владельца, которую он сам лично предъявляет администрации. Человека переводят на другую работу, более низкой квалифи­кации. Сделать это администрации без веских осно­ваний невозможно. Любой суд или орган трудового арбитража, ознакомившись с записью в книжке от квалификации работника, обяжет восстановить его на прежнем месте или предоставить ему то место и должность, которые его устраивают.

 Можно и еще приводить примеры, доказывающие ценность трудовой книжки для ее владельца. Нужно ли? Она — не то «досье», к которому приложим нега­тивный смысл, не тот документ, который попирает права человека. Какие сведения в него заносятся по­мимо даты рождения, образования, профессии и ква­лификации, продвижения по службе? Данные о за­слугах человека: благодарности, премии за личные успехи в труде, сделанные им открытия, изобретения и размеры вознаграждений за это, присвоение почет­ных званий, грамот и получение правительственных наград. Какие бы то ни было взыскания, от которых никто не застрахован, в трудовые книжки заносить запрещено.


[««]   CCCР 100 вопросов и ответов   [»»]

Hosted by uCoz