«Вы утверждаете, что у вас все могут участвовать в управлении. Если все управляют, кто же тогда работает?»

 — По-видимому, автор данного вопро­са считает естественным и неизбежным деление об­щества на тех, кто работает, и на тех, кто управляет. Мы отвергаем такое «разделение труда» Один из главных лозунгов нашей революции «вся власть — трудящимся» как раз и означает, что управлять де­лами общества должны сами рабочие, крестьяне, интеллигенты, то есть те, кто работает.

 Миллионы людей участвуют в таком управлении без отрыва от своей основной работы. Это относится, в частности, ко всем депутатам Советов. У нас нет депутатов-профессионалов. Депутат не работает на своем производстве только в период сессий Совета или, если он член той или иной его постоянной ко­миссии, также во время ее заседаний.

 Вопрос — кто же тогда работает? — решается, та­ким образом, просто. Такая практика дает возмож­ность депутату хорошо знать желания своих избира­телей, не отрываться от них, регулярно встречаться с ними и обсуждать проблемы, которые встают перед Советами.

 Формы участия в управлении многообразны. Ра­бочие и служащие управляют производством через свою профсоюзную организацию (вне ее поля зрения не остается ни один производственный вопрос), через посты народного контроля, через рабочие собрания, постоянно действующие производственные совеща­ния и т. п.

 Конечно, мы не достигли того, чтобы все взрос­лое население участвовало в управлении. Исследова­ния социологов показывают, что в рабочих собраниях, например, систематически участвуют две трети ра­бочих. По меркам иных стран эта цифра может пока­заться большой, но нас она не устраивает. Политика партии и государства направлена на то, чтобы как можно больше рабочих и служащих привлечь к управлению.

 Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев так определил суть программы партии в этой обла­сти: сделать максимум, «чтобы каждый... советский человек мог ощущать свою причастность к государ­ственным делам, был уверен в том, что его мнение, его голос будут услышаны и учтены при выработке больших и малых решений».

«Какая тенденция преобладает в СССР — централизация власти или, напротив, ее децентрализация?»

 — А почему эти тенденции нужно противопоставлять друг другу? Советская политиче­ская система имеет такую организационную струк­туру, в которой постоянно происходит как бы два встречных движения. С одной стороны, совершенст­вование централизованного руководства жизнью об­щества, с другой — расширение компетенции и ини­циативы низовых органов власти при растущем участии в политической жизни страны широких тру­дящихся масс.

 Интересы социалистического государства, главная цель которого — рост благосостояния народа, требуют концентрации сил и ресурсов для наиболее эффек­тивного их использования. С ростом масштабов хо­зяйственного и культурного строительства повышается и роль централизованного управления. В сфере управления экономикой централизация необходима для выполнения важнейших общегосударственных программ, для более правильного сочетания интере­сов отраслевого и территориального развития, пер­спективного и текущего планирования.

 Но централизация — лишь одна сторона дела. В Отчетном докладе XXV съезду партии говорилось: «...очень важное звено в улучшении руководства эко­номикой — это совершенствование организационной структуры и методов управления. Нам предстоит одновременно укрепить оба начала демократического централизма. С одной стороны, следует развивать централизм, ставя тем самым преграду ведомствен­ным и местническим тенденциям. С другой же — надо развивать демократические начала, инициативу мест, разгружать верхние эшелоны руководства от мелких дел, обеспечивать оперативность и гибкость в принятии решений».

 Особенно наглядно развитие демократических на­чал видно на примере работы органов власти на местах. В последние годы были значительно расши­рены права Советов на местах. В их ведение пере­даны все предприятия, учреждения и организации, обслуживающие местное население, а также весь государственный жилищный фонд. Они участвуют в планировании и координации деятельности заводов и фабрик, расположенных на их территории.

 Другой пример — большая и разносторонняя ра­бота профсоюзов. Практически ни один важный во­прос, касающийся производственных планов, зарпла­ты, норм выработки, распределения доходов, не ре­шается без их участия. Еще один важный канал участия граждан в управлении делами общества — различные общественные организации. Вместе с проф­союзами, насчитывающими более 125 млн. человек, они охватывают почти все взрослое население страны.

   


[««]   CCCР 100 вопросов и ответов   [»»]

Hosted by uCoz