«Вы объявили среднее образование обязательным для молодежи. Но всем ли оно понадобится в жизни?»

 — Сегодня, может быть, и не всем. Но завтра — безусловно.

 Главная наша забота — человек. Ею удовлетво­ренность или неудовлетворенность собственной судь­бой, возможность изменить ее, творческое участие в государственных и общественных делах. Все это не­посредственно зависит от уровня образованности. По­этому и задача советской школы — предоставить каж­дому эту возможность, воспитать всех гармонически развитыми: нравственно, физически и духовно. И чем многограннее, совершеннее личность, тем динамичнее, богаче, совершеннее общество.

 Да и производство не стоит на месте: оно требует все более высокого уровня образованности. То, что ныне под силу лишь инженеру, в будущем должен будет выполнять техник, а то и рабочий. Практика показала, что от уровня образования человека прямо зависит производительность его труда. И еще: рабо­чий, имеющий среднее образование, в 3 раза быстрее своих менее образованных коллег повышает квали­фикацию, активнее участвует в техническом и органи­зационном совершенствовании производства.

 Однажды «Литературная газета» в своем сатири­ческом разделе напечатала такую шутку: «Если все выйдут в люди, то кто же будет работать?» Думает­ся, такая опасность нам не грозит. Мы никогда не подходили к образованию утилитарно. Право на обра­зование осуществляется у нас не только и даже не столько в соответствии с экономическими потребно­стями общества, сколько в интересах гармоничного развития личности.

«У вас провозглашена свобода сове­сти, но, как я слышал, в СССР пре­следуют верующих. Как это совме­стить?»

 — Советская  Конституция  провозгла­шает свободу совести (статья 52). Вместе с тем онаутверждает: «Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается». Таким образом, преследование верующих — антикон­ституционное действие.

 Людей, которые были бы осуждены за свои рели­гиозные убеждения, в СССР нет. Это не раз подчер­кивали церковные деятели страны. В частности, глава православной церкви Патриарх Московский и всея Руси Пимен сказал, отвечая на вопросы журнали­стов «Я должен со всей ответственностью заявить, что в Советском Союзе нет ни одного случая, чтобы кого-либо привлекали к судебной ответственности или держали в заключении за его религиозные убежде­ния Больше того, советское законодательство и не предусматривает наказания «за религиозные убежде­ния». Верить или не верить — личное дело каждого в СССР».

«Существует ли у вас свобода печати и как вы ее понимаете?»

 — Понимаем ее прежде всего как ликвидацию материальной зависимости газет и журналов от частных владельцев. В современных условиях — от кучки сверхмонополий и миллионеров, которые ску­пают прессу, определяют ее политическое лицо, за­крывают те или иные газеты.

 Мы против того, чтобы печать выражала точку зрения узкого круга промышленных и финансовых магнатов. Она должна принадлежать трудовому на­роду и выражать интересы трудового народа.

 Уже первая Советская Конституция (1918 г.) лик­видировала эту материальную зависимость. Она про­возгласила: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Федеративная Совет­ская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материаль­ные средства к изданию газет, брошюр, книг и вся­ких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране».

 Ни одна газета, ни один журнал в СССР не при­надлежат частному владельцу Все они выпускаются партийными организациями, советскими государствен­ными ведомствами, профсоюзами, кооперативными и общественными ограни нациями, творческими ассоциа­циями, церковью, научными и техническими обще­ствами и т д.

 Вот, например, ведущие газеты страны, в скобках указаны их издатели «Правда» (ЦК КПСС), «Изве­стия» (Президиум Верховного Совета СССР), «Труд» (ВЦСПС), «Литературная газета» (Союз писате­лей СССР).

 Много ли критики в советской печати?

 По подсчетам журналистов, примерно каждый чет­вертый материал, публикуемый в этих газетах, под­нимает нерешенные проблемы, критикует министер­ства и ведомства за те или иные недостатки.

 Николай Грибачев, главный редактор журнала «Советский Союз», отвечая на вопрос американских журналистов «Может ли советская печать критико­вать правительственных лиц», заметил, что лучше на пего могли бы ответить некоторые советские мини­стры одним из них сличалось под влиянием критики решительно пересматривать методы своей работы, а другим и вовсе сдавать дела

 Советская печать практикует многие формы выра­жения общественного мнения, которые в западной прессе не применяются. Например, так называемые «общественные рейды». К ним особенно часто при­бегает местная пресса. Это означает, что газета при­глашает своих читателей и нештатных авторов (от рабочего до ученого) изучить ту или иную проблем, предложить пути ее разрешения. Материалы рейдов, как правило, вызывают оживленные отклики. Мест­ные власти принимают по их итогам практические постановления. Многие газеты имеют нештатные от­делы, которые значительно расширяют возможности редакций. Так, в газете «Звезда Алтая» уже немало лет нештатные отделы — молодежный и охраны при­роды— готовят целые страницы

 В советской прессе более половины публикуемых материалов пишутся нештатными авторами. Очень широко используются письма читателей «Правда» и «Известия», например, получают в среднем более1600 писем в день. Естественно, добрая их часть — конкретная критика. Сами за себя, очевидно, говорят разделы во многих газетах «На перекрестке мне­ний», «О чем мы думаем, о чем спорим», «Если бы директором был я ..», «Проблемы и суждения», «При­глашение к разговору» и т.д. Практически все газеты регулярно публикуют под рубрикой «По следам вы­ступлений» ответы руководителей министерств и ве­домств, в которых они сообщают о принятых мерах в связи с критическими выступлениями прессы. Со­ветское законодательство требует, чтобы ни один кри­тический материал не был оставлен без ответа.

 Имеет ли советская печать какие-либо ограниче­ния? Имеет. Редактор не может пропагандировать войну, не может призывать к расовой и национальной ненависти, проповедовать антисемитизм, оскорб­лять чувства верующих, публиковать порнографию, призывать к насилию и подрыву Советской власти, печатать непроверенные и не соответствующие дей­ствительному положению дел материалы.

 Мы расцениваем эти ограничения как разумные и необходимые.


[««]   CCCР 100 вопросов и ответов   [»»]

Hosted by uCoz