«Как вы понимаете равенство?»

 — Равенство в нашем понимании — это равные права и возможности, предоставляемые обществом своим гражданам без каких бы то ни было ограничений по национальному, расовому, религиоз­ному, социальному признаку.

 Основа равенства — общественная собственность на средства производства, ликвидировавшая деление общества на тех, кто владеет заводами, фабриками, банками, и тех, кто вынужден работать на первых. Без этого все права и свободы остаются красивой, но во многом пустой декларацией.

 Равенство немыслимо без реального права на труд. Безработица была ликвидирована у нас в нача­ле 30-х годов. Планомерное и неуклонное развитие народного хозяйства обеспечивает возможность мил­лионам молодых людей, оканчивающих общеобразо­вательные школы, высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища, получить работу по специальности.

 Равная плата за равный труд, общедоступное и бесплатное медицинское обслуживание, образование и социальное обеспечение по старости, в случае бо­лезни, при потере трудоспособности или кормильца, право на отдых — все это законодательно закреплено и материально гарантировано.

 Иначе говоря, каждый гражданин СССР — неза­висимо от уровня доходов или занимаемого поста — бесплатно удовлетворяет многие жизненно важные потребности.

 Однако это не означает уравниловки. Социалисти­ческий принцип оплаты труда — по его количеству и качеству — предполагает определенные различия в Уровнях денежных доходов между разными категориями работников. Кроме того, семьи, получающие равные доходы, в зависимости от своего количествен­ного состава могут иметь неодинаковый материаль­ный достаток.

 Есть и другие факторы, которые влияют на уро­вень жизни отдельных людей, семей или целых групп работников. К примеру, людям, живущим в суровых условиях Крайнего Севера, в отдаленных и малоосво­енных районах Сибири или Дальнего Востока, требу­ется значительно больше средств на постройку жи­лища, на приобретение одежды, транспортные рас­ходы, даже на питание. Эта проблема, кстати ска­зать, существует не в одной нашей стране. Советское государство делает все возможное, чтобы создать равно благоприятные условия жизни всем своим гражданам, где бы они ни жили — в столице, в Сред­ней Азии или в Сибири. Людям, работающим в осо­бо трудных климатических условиях, предоставля­ются определенные льготы: повышенная заработная плата, увеличенный отпуск, бесплатный проезд к ме­сту отдыха и т. п.

 Уже проведенное и осуществляемое повышение заработной платы касается в первую очередь граж­дан и семей с низкими и средними доходами, что по­степенно ведет к сокращению разрыва между мини­мумом и максимумом в заработках. Этому же способ­ствует и повышение пенсий, стипендий, пособий, уве­личение объема бесплатных благ и услуг.

 В коротком ответе невозможно рассказать обо всех мероприятиях, проводимых государством для обеспечения реального социального равенства. При­ведем еще один пример. В такой огромной стране, как СССР, в большом городе и маленьком поселке пока имеются неодинаковые возможности для выбора профессии, для приобщения к культурным ценностям, для получения различных коммунальных услуг и т. п. Но мы стремимся сблизить условия и уровни жизни в городе и деревне. Многие мероприятия, разрабо­танные партией и правительством и предусматриваю­щие улучшение быта и материальных условий жизни сельского населения, помогающие сельской молодежи в получении высшего или среднего специального образования и т. д., претворены в жизнь. Многое намечено в планах.

«Вы утверждаете, что строите соци­ально однородное общество. Реально ли это, если уровни жизни и интересы социальных групп различны?»

 — Это, безусловно, один из важней­ших программных и практических вопросов Совет­ского государства. Статья 19 Конституции СССР гласит: «Государство способствует усилению социаль­ной однородности общества — стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всесто­роннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР».

 Многое сделано в этом направлении.

 Вопрос — как покончить с социальным неравенст­вом? — волновал многих мыслителей прошлого. «Я никогда не мог понять мысли, — писал Федор До­стоевский, — что лишь одна десятая доля людей должна получить высшее развитие, а остальные де­вять десятых должны послужить к тому материалом и средством, а сами оставаться во мраке». Накануне социалистической революции 1917 года одна шестая часть населения России принадлежала к привилеги­рованным классам — буржуазии, помещикам, торгов­цам, кулакам, то есть было то же самое, ч го мы на­блюдаем сегодня в странах Запада, где пять процен­тов семей, стоящих на верхней ступеньке социальной лестницы, владеют 50 или даже 70 процентами богат­ства страны.

 Национализация земли, заводов, банков, переход командных высот экономики в руки рабочего клас­са — все это внесло качественно новые элементы в жизнь общества. В условиях общественной собствен­ности только личный труд, а не дедовский или отцов­ский капитал определяет положение человека в кол­лективе. Возможность получения образования, сво­бодного выбора профессии в зависимости от инди­видуальных способностей благоприятно повлияла на социальное самочувствие людей.

 Уже не одно десятилетие в СССР идет процесс уменьшения различий в условиях и уровнях жизни различных групп населения. Разница в доходах остается, поскольку существует труд квалифициро­ванный и неквалифицированный, поскольку люди отличаются по своим способностям и талантам. У нас действует принцип социализма: от каждого по его способностям, каждому по его труду. Этот принцип побуждает человека расширять свои знания, повы­шать свою квалификацию, работать лучше и тем са­мым преумножать всеобщее достояние. Некоторые горячие головы предлагали после революции ввести принцип уравниловки в оплате, но мы этот путь от­вергли как теоретически и практически неверный. Катастрофический опыт маоистов с коммунами лиш­ний раз подтвердил, что нельзя забегать вперед, отрываться от реальной действительности, строя но­вое общество.

 Но разница в оплате между трудом квалифици­рованным и неквалифицированным, во-первых, неве­лика — 1:1,6 или 1:1,7, во-вторых, у каждого есть возможность повысить за счет государства свою ква­лификацию и, соответственно, зарплату. Мы решаем эту проблему следующим образом: с каждым годом сокращается сфера неквалифицированного труда, ми­нимальная зарплата систематически повышается, низкооплачиваемые полностью освобождаются от на­логов, пенсия по старости выплачивается им в раз­мере 100 процентов от зарплаты (у высокооплачи­ваемых этот процент ниже).

 Другая сторона этой проблемы — разница в дохо­дах на каждого члена семьи, например, у холостяка и у многодетной пары. Семьи, где средний доход не­велик, получают пособия. А самое главное — общест­венные фонды, за счет которых государство предо­ставляет людям бесплатно различные услуги и льго­ты. Объем бесплатных услуг неуклонно возрастает, и за ними, на наш взгляд, будущее. Они позволяют ВСЕМ людям, независимо от уровня их доходов, не­зависимо от того, где они живут — в большом городе или селе, — получать бесплатно среднее образование, квалифицированную медицинскую помощь, приоб­щаться к культурным ценностям и в одинаковой мере пользоваться всеми другими социальными благами

 Вот почему советским обществом уже на совре­менном этапе достигнут высокий уровень социальной однородности.

 Что касается второй части вопроса — о различии интересов, то оно не так велико. Ведь в СССР нет капиталистов и наемных рабочих. В СССР — все трудящиеся. Наша практика и исследования социо­логов говорят о другом — об утверждении общих ко­ренных интересов. Среди них: увеличение обществен­ного богатства, рост благосостояния и культуры на­рода, проведение миролюбивой политики, всесторон­нее развитие каждой нации и народности. Это ни в коей мере не мешает, а, наоборот, создает необходи­мые условия для развития отдельной личности, для расцвета индивидуальных наклонностей и интересов.


[««]   CCCР 100 вопросов и ответов   [»»]

Hosted by uCoz