«Какие доходы,  кроме зарплаты, мо­жет  иметь советский  гражданин?»

 — Основной  источник доходов  граж­дан   СССР — заработная   плата.   В   среднестатистическом  семейном  бюджете  рабочего  она  составляет больше 90 процентов.

 Кроме зарплаты и различных премий гражданин может получать плату за работу, выполненную по договору, авторский гонорар за произведения лите­ратуры и искусства, вознаграждение за разработку и внедрение в производство изобретений и рациона­лизаторских предложений (определенная доля от раз­мера экономического эффекта), наследство по заве­щанию и по закону, доход от личного подсобного хозяйства в селе или от мелкого кустарного промыс­ла. Некоторый доход может приносить сдача внаем жилья и имущества, мелкие трудовые услуги граж­дан друг другу типа эпизодической помощи по до­машнему хозяйству. Правда, использовать такие источники заведомо для наживы, превращать их в форму предпринимательской деятельности закон за­прещает.

 Все это — если говорить о денежных поступле­ниях. Однако в СССР гражданам далеко не за все приходится платить. Бесплатно образование всех ступеней вплоть до аспирантуры, бесплатно меди­цинское обслуживание всех видов, за счет средств государственного бюджета формируется фонд соци­ального страхования и т. п. Из того же источника субсидируются жилищное строительство и обществен­ный транспорт, дошкольные детские учреждения, торговля рядом товаров по ценам ниже себестои­мости (например, детская одежда), сеть курортов, санаториев, домов отдыха, пансионатов, клубов и домов культуры, библиотек, спортивных баз. Если перевести на деньги те блага и услуги, которые чело­век получает бесплатно или по льготным ценам, то получится сумма, составляющая 30 процентов средне­статистического месячного заработка в стране. При­чем политика в области распределения благ и услуг из общественных фондов потребления такова, что человек получает их тем больше, чем меньше у него зарплата.

   

«Бесплатное здравоохранение дорого обходится государству. На эти цели идут средства, за счет которых мож­но было бы увеличить заработную плату. Почему вы не пошли по этому пути?"

  

 — Потому что будучи платным, когда денежные доходы семей неодинаковы (социалистиче­ский принцип оплаты труда в зависимости от его количества и качества предполагает такие различия), медицинское обслуживание было бы в неодинаковой мере доступно различным категориям граждан, что в свою очередь способствовало бы углублению эко­номического неравенства. Имеющие большие доходы обрели бы и большие возможности для получения высококвалифицированной медицинской помощи, чем менее обеспеченные граждане.

 Мы стремимся к полному социальному равенству. Поэтому обеспечение населения важнейшими видами услуг — лечением, всеми видами образования, жильем (исключая кооперативное) и т. д. — сознательно не поставлено у нас в зависимость от уровня доходов. Они в равной мере доступны всем благодаря их бес­платности.

«Может ли   советская   семья   купить квартиру, дом, загородную виллу?»

 — Подавляющее большинство горо­жан у нас имеют квартиры в государственных домах. При вселении в квартиру человек не платит ничего, она поступает в бессрочное пользование семьи. Но можно и купить квартиру. Для этого надо вступить в жилищно-строительный кооператив. Кооперативные дома, на долю которых приходится примерно 7 про­центов вводимого в СССР жилья, строятся с по­мощью банковского кредита государственными орга­низациями, а земельные участки под их застройку предоставляются бесплатно. Строятся и индивидуальные жилые дома — в ос­новном в сельской местности. На них приходится около 8 процентов общего строительства. Можно стать владельцем и загородной виллы. Впрочем, вил­лы— громко сказано. Речь у нас идет о даче, жилая площадь которой не превышает 60 квадратных метров на семью, или о домике на садовом кооперативном участке.

 Индивидуальное строительство и создание садо­вых товариществ поощряется: государство предостав­ляет кредиты, выделяет (бесплатно) земельные участки. Все основные работы выполняются государ­ственными строительными организациями.

 Построить дом или дачу таких размеров, чтобы извлекать из этого постоянные крупные доходы, то есть стать домовладельцем-предпринимателем, запре­щено законом. Но если дом или часть дома по каким-либо причинам временно пустует, то можно его сдать внаем.

«Почему у  вас   мало  автомобилей   в личном пользовании?»

 — Когда в 1928 году СССР выпустил 50 легковых машин, в Северной Америке и Западной Европе их счет велся на миллионы. Потом — гитле­ровская агрессия, четыре года страшной войны, по­теря одной трети национального богатства, 25 мил­лионов человек остались без крова. Отпраздновали победу — и почти все надо было начинать сначала.

 Естественно, что в таких условиях долгое время было не до легковых автомобилей. Кроме того, мы учли негативные последствия массовой автомобили­зации на Западе и отдали приоритет общественному транспорту. В городах развивалась широкая сеть трамвайных, троллейбусных и автобусных маршру­тов. Продолжилось строительство московского метро (первая линия была пущена в мае 1935 года), нача­лась подготовка к сооружению подземных дорог и в других крупных городах.

 Сегодня у нас в стране 8 городов имеют свои метрополитены. Московский, естественно, самый крупный. В среднем за сутки он перевозит 6 миллио­нов человек, в отдельные дни эта цифра достигает 7 миллионов. Метро у нас как вид транспорта поль­зуется наибольшей популярностью. Причин тут не­сколько. Быстрота — интервал между поездами в час «пик» составляет всего минуту или чуть больше, и во многие районы города на метро добраться проще, чем на автомобиле. Чистота и порядок— здесь ни­когда не увидишь брошенного на пол мусора, чело­века с сигаретой, тут всегда свежий и сухой воздух. Наконец, проезд в метро чрезвычайно дешев — 5 ко­пеек независимо от расстояния и количества переса­док (столько стоят пять коробков спичек). Это всего па одну копейку дороже, чем троллейбус, и на две, чем трамвай. За все время существования метро плата за проезд оставалась неизменной.

 Вернемся к нашему вопросу. Сегодня советские автозаводы выпускают ежегодно 1,3 миллиона легко­вых автомобилей, но спрос пока явно опережает предложение. Желающим стать автовладельцами приходится ждать своей очереди. Но и развивая автоиндустрию, мы исходим из того, что личный авто­мобиль не может заменить общественный транспорт, что последний должен быть удобным, дешевым, обще­доступным.


[««]   CCCР 100 вопросов и ответов   [»»]

Hosted by uCoz