«Способно ли государственное плани­рование все предусмотреть?»

 — Нет, не способно. И наше плани­рование никогда не ставило перед собой такой задачи.

 Общественная собственность на землю, ее недра и средства производства создает реальную возмож­ность для планирования в общенациональном мас­штабе. Социалистическое государство разрабатывает экономическую и социальную политику, исходя из коренных, долговременных интересов всего народа, выявляет и удовлетворяет действительные общест­венные потребности, разумно использует ресурсы и рационально размещает производительные силы. Пла­нирование — основополагающая черта социалистиче­ского хозяйствования. Результат и (немаловажный): социалистическое общество избавилось от кризисов, безработицы и инфляции, которые неотъемлемы от экономики капиталистических стран.

 Советское государство не ставит перед собой не­выполнимых задач — планирования и регламентации экономической и социальной жизни в мельчайших деталях. Научно обосновывая и определяя на пер­спективу (в количественных и качественных показа­телях), сколько стране потребуется угля, нефти, стали, хлеба и т. п., центральные государственные планирующие органы во всем остальном полагаются на местную инициативу. На местах решается, как лучше выполнить плановые задания, как эффективнее использовать выделенные средства. Иными словами, речь идет об инициативе в рамках плана, об инициа­тиве, полезной обществу.

«Не  подавляет  ли   централизованное планирование местную инициативу?»

 — Обратимся  к конкретным фактам. План   на   десятую   пятилетку   (1976—1980)   был утвержден   Верховным   Советом   СССР 29 октября1976 года. Примерно за год до того советские газеты опубликовали проект «Основных направлений развития народного хозяйства» страны на очередное пяти­летие. В ходе всенародного обсуждения этого доку­мента от коллективов и отдельных граждан поступило свыше миллиона предложений, дополнений и попра­вок к нему. Наиболее важные из них были учтены в принятом XXV съездом КПСС документе: «Основ­ные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» Остальные заслуживающие внимания предложения трудящихся были направлены в различные учреждения для их конкретного рассмот­рения и компетентной оценки

 На базе «Основных направлений» Совет Мини­стров СССР разработал проект Государственного пятилетнего плана с разбивкой его по годам, по ми­нистерствам и по союзным республикам. На этом этапе в его разработке принимали участие все мини­стерства и ведомства СССР, советы министров рес­публик, центральные и местные хозяйственные орга­ны, Академия наук СССР и другие организации.

 Затем работа над пятилетним планом была про­должена в комиссиях Верховного Совета, и только после этого Закон о пятилетнем плане был принят советским парламентом

 Даже из этого довольно схематичного ответа сле­дует, что пятилетние планы составляются отнюдь не горсткой высших руководителей, а что в их разра­ботке, обсуждении и утверждении принимает участие широчайший актив страны, которому в дальнейшем и предстоит воплотить в жизнь записанные в плане положения.

«Советская система отвергает рыноч­ное регулирование. Как у вас удов­летворяется потребительский спрос? Кто и как определяет насыщенность рынка нужными населению товара­ми?»

 — Социалистической системе хозяйст­вования в равной степени нежелательны как товар­ный дефицит, так и перепроизводство товаров Дефи­цит отрицательно сказывается на уровне жизни населения, а перепроизводство означает напрасную рас­трату ресурсов и сил общества. Регулятором спроса и предложения является государственный план, вы­полнение которого — закон для каждой отрасли, каждого предприятия А в основу плана закладыва­ются запросы потребителя.

 Планирующие организации изучают спрос насе­ления, его групп и категорий. Специальные инсти­туты, лаборатории и отделы по изучению спроса проводят социологические исследования и выдают промышленности рекомендации. Регулярно в разных городах и районах страны организуются выставки и ярмарки новых потребительских товаров. Специа­листы министерств торговли и оптовых организаций на основе анализа спроса отбирают на таких выстав­ках товары по образцам и дают соответствующие за­казы промышленности. Эти заказы и служат осно­ванием для плановых заданий предприятиям.

 Службы изучения спроса есть и на промышлен­ных предприятиях, и в магазинах. Их задача — прог­нозировать спрос, изучать требования покупателей к качеству товаров. Некоторые крупные заводы и фаб­рики имеют свои фирменные магазины — своеобраз­ные «барометры» спроса.

 В СССР по ряду объективных причин долгое время ощущался острый дефицит по многим катего­риям товаров. Потребитель брал то, что было на полках магазинов. И сегодня мы еще не можем гово­рить о полном изобилии, хотя налицо значительные перемены к лучшему.

 Торговые работники говорят: «Вредный ныне по­шел покупатель, слишком разборчивый». Такое при­знание отрадно. Оно означает, что политика Совет­ского государства привела к улучшению жизни народа, росту его благосостояния. И потребитель теперь диктует производству: ему нужна не просто вещь как таковая, а вещь модная, красивая. Соот­ветственно и производство ищет теперь формы и ме­тоды быстрой перестройки, оперативного отклика на спрос потребителя. И государство стимулирует про­изводственников, побуждая к гибкому планированию, расширению номенклатуры изделий, образованию более тесных связей с торговой сетью, а через нее с потребителем

   


[««]   CCCР 100 вопросов и ответов   [»»]

Hosted by uCoz